Резьба по дереву. Немного истории

Дерево – материал не слишком долговечный, жизнь его короче, чем жизнь камня, и о великолепии резного убранства деревянных строений, возведенных руками древнерусских мастеров, можно только догадываться.

В древних летописях говорится о существовании дивно украшенных деревянных хором и церквей, но, к сожалению, их уже давно нет на свете. Дошедшие до нас летописи XI–XIII веков упоминают об артелях строителей, плотников и столяров, возводивших деревянные здания. Есть в этих письменных свидетельствах и упоминания о резчиках по дереву, работавших в крупных городах Древней Руси.
О том, что древнерусские резчики по дереву были настоящими виртуозами, говорят открытия, сделанные археологами. Так, в Новгороде были найдены фрагменты деревянной колонны из постройки, относящейся к XI веку. Покрытая рельефной резьбой колонна украшена изображениями грифонов и кентавров. Неизвестный мастер тщательно прорезал все детали фигурок мифических существ: шерсть, крылья грифонов, складки одежды кентавров. Звериный стиль, используемый в резьбе по дереву, был очень популярен и в других областях древнерусского искусства, узоры с такими мотивами покрывали металлические застежки рукописей, браслеты и серьги, белокаменные стены церквей и соборов.

Раскапывая древние городища и курганы, археологи нашли инструменты, которыми пользовались мастера, и среди них топор, тесло, ложкарь. С помощью топора обрабатывали внешние формы, теслом выбирали внутренние объемы деревянной посуды. Этот инструмент, немного похожий на мотыгу, и теперь используется мастерами народных промыслов.

Ложкарь (металлический стержень с кольцеобразным ножом на конце) применялся для выравнивания внутренних поверхностей ковшиков, ложек и другой деревянной посуды. Использовали резчики по дереву пилу, бурав и долото.

Посуда и другая домашняя утварь, украшенная резьбой, вносила в жизнь семьи ощущение праздника. Древние умельцы создавали предметы быта и целые скульптуры. В Государственном Эрмитаже хранятся вещи, созданные еще в V–III веках до н. э.: ковш с ручкой в виде птичьей головы, деревянный олень с большими ветвистыми рогами и др. Эти предметы поражают своей пластичностью, искусной передачей характерных движений диких и домашних животных.

Древние резчики использовали также растительные орнаменты – гирлянды из листьев, трав, цветов. Они вырезали фигурки фантастических существ: русалок, грифонов, львов с «проросшими» хвостами. В Средние века языческие мотивы стали переплетаться с христианскими.

Растительные орнаменты украшали оклады икон XIV века, алтарные двери и Царские врата. В XV веке создавались роскошные иконостасы, в которых деревянная резьба дополнялась золочением. До нас дошло имя резчика и скульптора Амвросия, работавшего в Троице-Сергиевом монастыре. Его резные деревянные кресты и иконы, выполненные из ценных пород древесины (палисандра, самшита, кипариса, грецкого ореха), отличались изысканностью формы и сложностью композиции.

В XV веке начала свою работу Кремлевская Оружейная палата. В числе других мастерских в ней была и мастерская резных и столярных дел, в которой в 1551 году появился один из шедевров русского декоративно-прикладного искусства – молельня Ивана Грозного, предназначенная для Успенского собора Московского Кремля. Это роскошный трон с шатровым верхом, густо покрытый сложными резными орнаментами и сюжетными композициями.

В XVI веке характер резьбы по дереву, сохраняя многие прежние традиции, значительно усложнился. Резьба стала выше, объемнее и живописнее, усложнились орнаментальные мотивы. Неистощимая фантазия резчиков проявилась в создании деревянного убранства древнерусских храмов. Настоящим образчиком их мастерства стал Коломенский деревянный дворец, который был спроектирован в XVII веке для царя Алексея Михайловича.

Те, кому довелось видеть это строение, называли его восьмым чудом света. Над созданием великолепной деревянной резьбы, украсившей дворец, трудились резчики, собранные со всего государства.

О том, как создавалось это чудо, писал в своем романе «Черные люди» Всеволод Иванов: «Режут хитро сквозные гребни на верховые князья-бревна на крышах, со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками, стругают и режут причелины, подвески, подзорники – узорные прорезные доски со зверями, солнцами, фараонами, ровно полотенца шитые, режут наличники светличные с колонками, наличники краснооконные, волоковые с птицами райскими – с Сирином да с Гамаюном, со псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев, двери резные с узорами на персидское да на китайское дело, с косяками узорчатыми, словно гладью вышитые, и все красят в алый, розовый, лазоревый, красный, желтый, изумрудный цвета, золотят чисто».

Не только храмы, дворцы и царские палаты были украшены резьбой. Талантливые мастера трудились и в далеких глубинках, маленьких городках и селах. В декоре простых деревенских изб прорезная и накладная резьба сочеталась с рельефными фигурами на гладком фоне. Резной орнамент можно было увидеть и на предметах, которыми пользовались в хозяйстве, например на прялках. С прялками крестьянки коротали долгие зимние вечера, с ними ходили в гости, а когда были заняты другими делами, вешали их на стену как дорогое нарядное украшение.

В каждой местности были свои характерные особенности и собственные узоры для украшения прялок. Так, в Вологодской губернии узоры трехгранно-выемчатой резьбы усыпали гребень и головку прялки, донце же оставалось гладким. Орнамент покрывался яркими красками.

А в Ярославской губернии красители не использовали, оставляя естественный цвет дерева. Среди рисунков, покрывающих прялки, можно было увидеть не только растительные или звериные орнаменты, но и жанровые сценки. В деревнях Нижегородской губернии гребень прялки оставляли гладким, резьба покрывала лишь головку и донце. Своеобразной была и техника исполнения: в светлую древесину осины, из которой делали прялку, мастера врезали части темно-серого мореного дуба.

Резными узорами покрывали не только прялки, но и другие предметы домашнего обихода. Геометрическая резьба украшала солонки, совки для сбора ягод, рубели, вальки и доски-штампы, предназначенные для выпекания пряников. На пряничных досках вырезали фигурки животных, птиц, рыб и даже людей.

В XVII веке зодчество, а вместе с ним и искусство резьбы испытало влияние иноземных традиций. Так, появился итальянский мотив виноградной лозы, ставший очень популярным.

В растительные узоры включались изображения сиринов (райских птиц с женскими головами) и других мифических и реальных птиц: попугаев, лебедей, орлов, гусей.

Фантастические существа (грифоны, сирины, русалки, единороги) были характерны только для светского искусства, церковная резьба XVII–XVIII столетий не допускала подобных мотивов. В этот период резьбу было принято покрывать позолотой самых разных оттенков: от красноватых до зеленоватых.

В начале XVIII века по указу Петра I мастерская резных и столярных дел вместе с другими мастерскими Оружейной палаты была закрыта. Большинство резчиков переехали в Петербург, в Адмиралтейство. Корабельное строительство требовало огромного количества мастеров, в том числе и искусных резчиков по дереву. Возле Петербурга было обустроено Охтинское поселение, где жили плотники, столяры, резчики. Пётр пригласил из-за границы в Россию опытных специалистов по декоративной обработке дерева, которые набирали учеников и обучали их. А русских мастеров царь посылал стажироваться в Европу.

Корабельное дело и резьба по дереву были в ту эпоху неразрывно связаны. Корабельные мастера изготавливали миниатюрные модели судов, используя чертежи и рисунки, по которым на верфях строились настоящие корабли. Эти модели отдавались в Адмиралтейство, их можно увидеть там и в наше время. Среди них были и миниатюрные суда, сделанные руками самого Петра.

Нос кораблей украшали деревянные скульптуры – иногда человеческие фигуры, но чаще всего стоящие на задних лапах львы с раскрытой пастью и развевающейся гривой.

В качестве элементов резного декора кормы использовались герои мифологии (нереиды, сирены, Нептун в окружении тритонов и дельфинов) и декоративные мотивы, популярные в XVIII столетии (раковины, гирлянды из тюльпанов, картуши и т. д.).

В XIX веке передовые представители русского искусства, стремившиеся сохранить национальные традиции резьбы по дереву, создали в Абрамцеве, подмосковном имении известного мецената С. И. Мамонтова, центр резьбы по дереву. Руководила мастерской и школой резьбы художница Е. Д. Поленова, сестра знаменитого живописца В. Д. Поленова. Художница ездила по селам и собирала все лучшее, что было создано народными мастерами-резчиками. Вещи, которые изготавливались в конце XIX столетия в Абрамцевской мастерской, поступали в продажу. Поленова выполняла рисунки для резной мебели, домашней утвари и других вещей. В качестве образцов использовались орнаменты вышивки, кружев, росписи.

В школе Поленовой обучались дети кустарей, жившие в этих краях. Среди них был и Василий Ворносков, сын плотника из деревни Кудрино, ставший в дальнейшем основоположником нового стиля – знаменитой кудринской резьбы .

Для своих работ Ворносков использовал мотивы и технику вологодской плоскорельефной резьбы с ее растительным орнаментом в виде пальчатообразных завитков и силуэтами птиц и зверей, знакомых по пряничным доскам XVII–XVIII веков. Наследие Ворноскова огромно: он создавал резную мебель, ларцы и шкатулки, домашнюю утварь, письменные приборы, деревянную скульптуру. Разработанные им приемы используют и современные мастера. В 1920-х годах Ворносков стал главой артели резчиков, куда вошли мастера Кудрино и соседних сел. А в Абрамцеве в 1918 году был открыт музей.

Знаменитую абрамцево-кудринскую технику применяют и в настоящее время. Для нее характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются долбленые, точеные декоративные изделия: солонки, лоточки, черпачки, ковшики, сухарницы, конфетницы, братины, блюда, вазы, шкатулки и т. д. Широкую известность получила знаменитая богородская игрушка и скульптура. Еще в XV веке жители села Богородское, находившегося во владениях Троице-Сергиевой лавры, занимались народными промыслами, в том числе и резьбой по дереву. В собраниях музеев хранятся созданные в XVIII – начале XIX века игрушки: фигурки животных и птиц, гусары, барыни в нарядной одежде, крестьяне и крестьянки, а также многофигурные скульптурные композиции. Их основные темы – сцены из сельского быта, эпизоды басен и сказок. Богородская скульптура имеет свою технику изготовления (рис. 2). Сначала кусок дерева обрабатывается топором, которым обтесываются крупные грани. В этот момент намечаются пропорции будущей фигуры. Затем стамесками удаляется все лишнее и уточняются детали. Обработка завершается особым инструментом – богородским ножом. Одна из характерных особенностей богородской игрушки – оставление следов от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика. Кудринскую технику используют резчики из мастерских подмосковного города Хотьково, открывшихся в 1947 году. Красивые коробочки, шкатулки, ларчики, пудреницы, украшенные резными вставками из кости, создаются хотьковскими мастерами из тиса, ореха, самшита, капокорня и других материалов.

С давних времен резьбой по дереву занимались в Нижегородской губернии. В XVII–XVIII веках умелые мастера вырезали из дерева ложки, чаши и ковши, украшенные красивой резьбой. В городе Семёнове в начале XX века по образцам из абрамцевской мастерской резчики изготавливали резные вазы, сахарницы, солонки, ложки, матрешек. А в Вятской губернии была популярна архитектурная резьба. Здесь создавалась долбленая деревянная посуда, развитие получило ложкарное дело. В конце XIX – начале XX века было налажено производство резных деревянных шкатулок, рамок, полочек, украшенных резьбой, росписью, выжиганием. С 60-х годов прошлого века здесь стали применять главным образом геометрическую резьбу и прием, при котором светлый резной орнамент контрастирует с темным фоном, покрытым лаком.

Резьба по дереву в городе Чехов, резьба по дереву в городе Подольск, резьба по дереву в городе Серпухов. Художественная резьба по дереву. Мастерская резьбы по дереву, мастера резьбы по дереву Чехов, Серпухов, Подольск.

  • Наши работы

    11 Эскизы резьбы по дереву , резьба по дереву Чехов, резьба по дереву в Серпухове 23 Столярная мастерская город Чехов, столярная мастерская Серпухов, лестница на одном косоуре изготовление Чехов 87 Лестницы, изготовление лестниц под ключ Чехов, Серпухов, Подольск, Таруса, Заокский, Пущино деревянные, на металлокаркасе 96.15 Изготовление лестниц Чехов, изготовление лестниц Серпухов, Подольск, Таруса, Заокский на заказ под ключ 96.73 Лестницы на металлокаркасе Чехов, лестницы на металлокаркасе Серпухов, обшивка металлокаркасов  Чехов, Подольск avtomaticheskie-raspashnye-vorota-privody-dlja-vorot-chekhov-serpukhov-podolsk avtomobilnye-navesy-navesy-dlja-avto-iz-polikarbonata-chekhov-serpukhov-podolsk izgotovlenie-montazh-navesov-kozyr'kov-vhodnyh-grupp-chehov-serpuhov kovka-hudozhestvennaja-kovka-v-chehove-serpuhove kovka-hudozhestvennaja-kovka-v-chehove-serpuhove1 kovka-ograzhdenija-lestnic-i-balkonov-chehov-serpuhov-moskva8 kozyr'ki-navesy-cena-foto-chehov-serpuhov1 navesy-dlja-avto-na-zakaz-chekhov-serpukhov-podolsk ograzhdenija-balkonov-lestnic-perila-izgotovlenie-chehov-serpuhov-podolsk ograzhdenija-dlja-lestnic-v-chehove-serpuhove-podolske3 perila-na-kryltsr-chekhov-serpukhov-podolsk perila-ograzhdenija-s-jelementami-kovki-chehov-serpuhov2 tsvetochnitsy-podstavki-dlja-tsvetov-chekhov-serpukhov-podolsk